Лодка

Исторические факты надувной склад.

Как можно переделать надувную лодку под мотор

Конструкция современных надувных гребных лодок позволяет оборудовать их подвесными моторами «Салют» или «Спутник». Для этого лодку нужно оснастить транцем (подмоторной доской). Транец для крепления подвесного мотора представляет собой жесткую прямоугольную пластину, способную выдерживать статические и динамические нагрузки, возникающие при эксплуатации судна. Для небольших лодок удобны съемные транцы. Обычно транец делают из фанеры марок ФБС или ФСФ, толщиной 16-18 миллиметров (рис. 1).


Рис: 1. Конструкция транца надувной лодки «ВЕГА»
1- доска транца; 2- планка; 3- ось; 4- уголок;
5- накладка; 6- упор; 7- шуруп; 8- кольцо.

В месте крепления струбцин мотора толщина транца должна быть 30-35 миллиметров, что достигается установкой накладок. Наибольшую сложность представляет крепление транца к борту лодки. Чаще всего съемный транец крепится к резиновым формовым деталям, приклеенным к борту, с помощью кронштейна или металлического стержня, который проходит через отверстия в деталях. Кронштейн может быть в виде изогнутой рамы из металлических трубок, повторяющих кривизну борта и увеличивающих опорную площадку (рис. 2), или изогнутых трубок, которые крепятся сверху к обоим бортам (рис. 3).


Рис: 2. Крепление транца к резиновым формовым
деталям с помощью металлического кронштейна, огибающего борт. (с лева)
Рис: 3. Крепление транца с помощью изогнутых трубок, расположенных поверх борта. (с право)

Однако воспользоваться таким способом трудно из-за отсутствия в продаже резиновых формовых бобышек для крепления транца, а изготовить их в домашних условиях очень сложно. Поэтому вместо них можно использовать петли из капроновой ленты шириной 20-40 миллиметров, например, ШКП 22-700, ЛТК-40-1000, которые приклеивают к корпусу с помощью специальных шайб. Шайбы лучше всего изготовить из вулканизированной прорезиненной ткани на синтетической основе. Сначала вырезают две шайбы - верхнюю (внешнюю) и нижнюю (внутреннюю). Верхняя шайба на 25-30 миллиметров по периметру должна перекрывать нижнюю. Шайбы зачищают наждачной бумагой - верхнюю с одной стороны, нижнюю - с двух. На верхней шайбе делают прорези для ленты и склеивают резиновым клеем с нижней до прорези (подробно порядок склеивания описан в статье «Ремонт надувной лодки» в журнале «Рыболов», № 1 за 1988 год). Концы ленты продевают в прорези и пришивают к нижней шайбе, после чего нижнюю шайбу склеивают с верхней до конца (рис. 4). Шайбу с петлей наклеивают на борт лодки. Транец можно крепить к лодке и с помощью ремней, которые приклеивают к нижней внутренней части борта (рис. 5). В этих случаях желательно, чтобы транец дополнительно крепился к борту еще и в нижней точке.


Рис: 4. Конструкция шайбы с петлёй:
1- верхняя шайба;
2- нижняя шайба;
3- лента капроновая.
Рис: 5. Крепление транца с помощью ремней.

Довольно распространен способ крепления подмоторной доски к каркасу, который укладывают поверх баллонов и крепят к ним с помощью вклеенных ремней или петель. Каркас можно сделать из деревянных брусков или дюралюминиевых труб. Оригинально крепление транца через вертикальную стойку к опорной кормовой пластине, которую укладывают на днище под борта и зажимают ими (рис. 6)



Рис: 6. Крепление транца к опорной кормовой пластине через вертикальную стойку.

Транец можно также прикрепить через кронштейн к жесткому сиденью, расположенному в корме. Существуют и другие способы крепления транца к корме или бортам. Плоское эластичное днище, прогибаясь под тяжестью сидящего человека, образует своеобразный подводный горб, который сильно увеличивает сопротивление воды движению надувной лодки с мотором.

Подвесные моторы «Спутник» и «Салют», по нашему мнению, предпочтительно устанавливать на лодках «Язь-3», «Язь-2», «Айгуль», «Нырок-2», «Нырок-4», «Нырок-21», «Нырок-41», «Волна», «Юрюзань», ЛГН-2.

Не рекомендуется устанавливать мотор на лодки «Лисичанка», «Омега», «Ак-Идель».

Несколько советов по эксплуатации надувной лодки

Переносить собранную лодку на воду надо без мотора - для предотвращения возможных повреждений бортов. Устанавливать мотор следует на загруженную лодку. Если плавание совершается в одиночку, груз надо сложить в носу, так как он поднимается при полных оборотах мотора. Не забывайте брать с собой весла (на случай, если мотор откажет). Топливо не должно попадать на корпус лодки. Пересекать большие волны следует под острым углом.


Королев.А., Родякин.В. конструкторы ПО «Ярославрезинотехника»